Бюджет для участников НИС в 2020 году — ожидание и реальность

02.10.2019
Бюджет для участников НИС в 2020 году — ожидание и реальность

В проекте бюджета, вынесенном на рассмотрение, накопительный взнос, который будет выделен участникам НИС в 2020 году, установлен в размере 288 410 руб. Проект ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год ...», включающий в себя статьи расходов на ближайшие три года, зарегистрирован и направлен Председателю Госдумы.

Проект федерального закона многие ждали не только для того, чтобы узнать размер взноса на следующий год. Рассмотрение проекта критично с точки зрения дефицита средств на военную ипотеку, который на 1 января 2019 г. составлял уже 93,9 млрд. рублей. Глава Правительства, Дмитрий Медведев, коснулся этого момента 12 февраля 2019 года во время встречи в Совете Палаты Совета Федерации. В 2018 в бюджете была заложена только половина расчетной потребности — 91,1 млрд. из необходимых 185 млрд. Проблематика недофинансирования «военной ипотеки» отражена и в Постановлении Совета Федерации № 31-СФ от 28.03.2018 года.

Однако, в опубликованном проекте бюджета, информация о распределении бюджетных ассигнований на статью «Накопительно-ипотечная система» носит закрытый формат и не опубликована, как и последние годы функционирования системы. 

Из отчетов ФГКУ «Росвоенипотека» об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы:

Год
Поступило из федерального
бюджета для
учета на именных
накопительных счетах, 
(млн. рублей)
Недофинансирование
накопительно-ипотечной
системы,
(млн. рублей)
2005 - -
2006 - -
2007 - -
2008 - -
2009 - -
2010 21 368,0 -
2011 27 923,6 14 392,5
2012 42 988,0 18 612,8
2013 57 674,9 сумма не указана
2014 77 475,4 16 294,2
2015 80 630,8 20 443,0
2016 83 089,7 30 788,1
2017 86 951,9 53 801,6
2018 88 495,4 91 718,9

Начиная с 2009 года фактическая потребность в бюджетных ассигнованиях на накопительные взносы в полном объёме не обеспечиваются. На заседаниях Совета по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих неоднократно поднималась проблема недофинансирования накопительно-ипотечной системы, приводящая к снижению доходов от инвестирования. 

Официально отражаемый процент от доверительно управления накоплениями не соответствует фактическому распределению инвестиционного дохода по именным счетам участников НИС из-за недофинансирования системы из бюджета страны.

Накопительный взнос и доходность
2019 280 009,70  
2018 268 465,60 8,02
2017 260 141 9,35
2016 245 880 12,92
2015 245 880 12,72
2014 233 100 7,87
2013 222 000 8,84
2012 205 200 9,03
2011 189 800 5,04
2010 176 600 9,5
2009 168 000 -
2008 89 900 -
2007 82 800 -
2006 40 600 -
2005 37 000 -

Накопительный взнос в 2020 году

Напомним, в 2019 году размер накопительной части составил 280 009,7 рублей. Индексация в соответствии с уровнем инфляции была выполнена в размере 4,3%. На 2020 год индексация взноса составила 3% исходя из уровня инфляции, заложенного в бюджет РФ на следующий год.

Из динамики роста накоплений за 15 лет видно, что максимальный скачок приходится на 2007 год:Расчет взноса по военной ипотеке на 2020 год

Год Сумма взноса,
руб.
1/12 взноса,
руб.
Индексация,
%
Инфляция,
%
2020 288 410 24 034,17 103  
2019 280 009,7 23 334,14 104,3  
2018 268 465,6 22 372,13 103,2 104,3
2017 260 141 21 678 105,8 102,5
2016 245 880 20 490 100 105,4
2015 245 880 20 490 105,48 112,9
2014 233 100 19 425 105 111,36
2013 222 000 18 500 108,19 106,45
2012 205 200 17 100 108,11 106,58
2011 189 800 15 816 108,09 106,1
2010 175 600 14 633 104,52 108,78
2009 168 000 14 000 186,87 108,8
2008 89 900 7 491 108,57 113,28
2007 82 800 6 900 203,94 111,87
2006 40 600 3 383,33 109,73 109
2005 37 000 3 083,33    

Проблемы есть, и они возникли не одномоментно — к примеру, не во все годы существования НИС при начислении взносов из бюджета учитывался уровень инфляции. В 2016 г. взнос был заморожен и сохранен на уровне 2015 года. Проблему могла бы решить повышенная ставка индексирования, установленная на несколько лет по рекомендации Совета Федерации. Однако размер ставки на 2020 год составит всего 3%, что никак не изменит ситуацию с «долговыми хвостами» участников военной ипотеки.

Прогнозы и ожидания

Большинство из существовавших до 2018 года программ кредитования участников НИС основывалось на прогнозе роста взносов в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации. 

При существующей тенденции участники НИС, которые оформили ипотеку до 1 января 2018 года, должны будут погашать остаток кредита из личных средств. Причиной для этой ситуации стало сразу несколько факторов. Основной - слишком «оптимистичный» прогноз накопительного взноса, заложенный в графики при расчёте военной ипотеки.

Сравним реальную и ожидаемую суммы. Рассмотрим конкретный график участника НИС, получившего кредит в 2009 году:

Военная ипотека 2020
Год Ежемесячный взнос,
заложенный в график при
кредитовании участника
НИС в 2009 г.,
руб.
Фактический размер
взноса, поступающий
из бюджета,
руб.
Недостаточность
средств ежемесячно,
руб.
2005 -   -
2006 -   -
2007 -   -
2008 -   -
2009 14 000,00 14 000,00 -
2010 15 596,00 14 633,00 963,00
2011 16 999,64 15 816,00 1 183,64
2012 18 189,62 17 100,00 1 089,62
2013 19 408,32 18 500,00 908,32
2014 20 611,64 19 425,00 1 186,64
2015 21 642,22 20 490,00 1 152,22
2016 22 507,91 20 490,00 2 017,91
2017 23 273,17 21 678,00 1 595,17
2018 24 064,46 22 372,00 1 692,46
2019 24 858,59 23 334,14 1 524,45
2020 25 678,92 24 034,17 1 644,75
2021 26 474,97    
2022 27 269,22    
2023 28 005,49    
2024 28 705,63    
2025 29 423,27    

Расхождение прогнозных показателей размера накопительного взноса, заложенного в графике погашения, с фактическим значением – это один параметр «радужного» графика по военной ипотеке, оформленного в 2009 году.

Также, при расчёте графиков до 2011 года использовалась плавающая ставка кредитования военнослужащих. Привязка процентной ставки по ипотеке осуществлялась к ставке рефинансирования и её прогнозным показателям. Плавающая ставка формировалась из суммарного показателя размера расчётной ставки рефинансирования по состоянию на 01 декабря и маржи залогодержателя.

Инвестиционный доход военная ипотека

Год Процентная ставка
заложенная АИЖК
при кредитовании
участников НИС в 2009
Ставка ЦентроБанка
по состоянию на 01 декабря
(ставка ЦБ РФ для расчёта
ставки кредитования
участников НИС
на следующий год)
Фактическая
ставка
кредитования
2005 - -  
2006 - -  
2007 - -  
2008 - -  
2009 15,00 9,00 -
2010 13,40 7,75 11,00
2011 11,00 8,25 9,75
2012 9,00 8,25 10,25
2013 8,70 8,25 10,25
2014 8,20 8,25 10,25
2015 7,00 8,25 10,25
2016 6,00 10* 10,25
2017 5,40 8,25 12,00
2018 5,40 7,50 10,25
2019 5,30   9,50
2020 5,30    
2021 5,10    
2022 5,00    
2023 4,70    
2024 4,50    
2025 4,50    
Расхождение заложенных в кредитные графики прогнозных значений накопительных взносов со взносами, фактически выделяемыми из федерального бюджета, перспектива снижения процентной ставки кредитования, сложный расчётный процент и дифференцированные платежи приводят к образованию задолженности у участников НИС, не предусмотренной при выдаче кредита. В графиках ежемесячных платежей такая задолженность отнесена на последние годы кредитования. Образовавшийся остаток непогашенной за счёт государственного финансирования задолженности согласно условиям кредитного договора, подлежит погашению собственными средствами участника НИС.

По кредитным договорам, оформленным в 2009 году, ситуация с «долговыми хвостами» по военной ипотеке самая плачевная. На погашение ипотеки, полученной в размере 2,2 млн рублей в 2009 году, из бюджета, по ситуации на 2019 год, направлено около 2,0 млн руб., однако вся сумма списана в погашение процентов по ипотеке, погашение причисленных процентов и погашение процентов на причисленные проценты. По таким графикам «тело» кредита либо только начинает погашаться, либо планируемое погашение ожидается в 2020 году (прим. – в редакции имеются графики участников НИС, оформленные в 2009 году).

Участники НИС, которые взяли кредит начиная с 2018 года, не должны в будущем столкнуться с данной ситуацией, так как алгоритм расчёта графиков изменён, платежи стали аннуитетными с фиксацией ежемесячной суммы и процентной ставки на весь период кредитования.

П. Жилин - Журнал «Нива», № 24, 1917

Но что же делать тем, кто одним из первых оформил «льготную» ипотеку, поверив в пропаганду, которая долгие годы проводилась среди военнослужащих? Почему за просчёты государства, а именно АИЖК, должен расплачиваться военнослужащий? Агентство ипотечного жилищного кредитования (ныне ДОМ.РФ), 100% акций которого принадлежит Правительству РФ, является разработчиком программы «военная ипотека». Алгоритм расчёта графика по военной ипотеке, основанный на «прогнозах» с начислением сложных процентов, разработан именно АИЖК. По факту, военнослужащий, оформивший кредит в 2009 году, и уже отслуживший право выхода на пенсию, имеет задолженность по военной ипотеке равную изначальной сумме кредитования – 2,2 млн рублей. По условиям кредитного договора, военнослужащий обязан за счёт собственных средств оплачивать все долги по ипотеке, образовавшиеся в связи с расхождением прогнозных значений накопительных взносов и процентных ставок. Военнослужащим предлагают рефинансировать свои обязательства и сменить кредитора. Но рефинансирование поможет только в случае наличия небольшой задолженности. Кредитовавшимся в 2009 году рефинансирование не поможет, их графики заново рассчитают на 10-15 лет и погашение кредита начнется с нуля, так как основной долг по ипотеке не изменился с момента кредитования.

Признать сделку кабальной также не получится, так как в соответствии с п. 3 ст. 179 ГК РФ для признания сделки недействительной необходимо соблюдение одновременно нескольких условий:

  • сделка совершена на крайне невыгодных условиях;
  • лицо было вынуждено совершить сделку вследствие стечения тяжелых обстоятельств;
  • другая сторона знала о первых двух обстоятельствах и воспользовалась этим.

Судебная практика по признанию договора военной ипотеки кабальным уже существует и не в пользу военнослужащих.
 

«Социальные гарантии военнослужащим являются существенным фактором привлечения кадров в Вооруженные Силы Российской Федерации, а также в федеральные органы исполнительной власти и государственные органы, в которых предусмотрена военная служба. Снижение уровня этих гарантий может негативно отразиться на морально-психологическом состоянии военнослужащих и качестве исполнения ими своих обязанностей».

Эта цитата из Постановления Совета Федерации, озвученная в 2018 году, давала надежду на то, что ситуация с индексацией накопительного взноса и финансированием НИС изменится в лучшую сторону, однако реалии остаются реалиями. Военнослужащие, оформившие кредиты в начале функционирования системы, остаются один на один с долгами, а недофинансирование программы за счёт бюджетных ассигнований приводит к недополучению всеми участниками НИС инвестиционного дохода, который является одной из составляющих формирования накоплений для жилищного обеспечения.


Популярные новостройки в Санкт-Петербурге и ЛО
От 174 558 P2
ЖК Аэронавт
Инвестиционный рейтинг
8.3
Готовность дома
10%
г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт
1-ая кв. от 9 222 335 руб.
2-ая кв. от 13 524 594 руб.
От 97 820 P2
ЖК Заречный парк
Инвестиционный рейтинг
8.5
Готовность дома
50%
Ленинградская область, Всеволожский район, Новодевяткинское с/п, д. Новое Девяткино, мкр. 1, квартал 1.3
1-ая кв. от 4 800 429 руб.
2-ая кв. от 7 071 945 руб.
3-ая кв. от 10 231 833 руб.
От 206 632 P2
ЖК Шкиперский 19
Инвестиционный рейтинг
7.5
г. Санкт-Петербург, Шкиперский проток, дом 19
1-ая кв. от 11 099 181 руб.
2-ая кв. от 16 137 816 руб.
От 110 768 P2
ЖК Таллинский парк
Инвестиционный рейтинг
7.8
Готовность дома
10%
Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, МО Аннинское городское поселение, г.п. Новоселье
1-ая кв. от 4 638 967 руб.
2-ая кв. от 6 763 515 руб.
3-ая кв. от 8 629 465 руб.
Материалы по теме
12.04.2022 22:09
С 11 апреля 2022 года Центробанк понизил ключевую ставку до 17%. Ожидать ли дальнейшее понижение кредитных показателей, и на что рассчитывать военнослужащим, планирующим военную ипотеку?
16.06.2017 17:50
Банк России снизил размер ключевой ставки.
26.12.2016 14:54
Законодательство о накопительно-ипотечной системе позволяет военнослужащим реализовать свое право на жилищное обеспечение тремя способами